О народе

Оглавление:

Легенды о телеутах

Вообще, музей строился как бы очередями. Так была построена первая очередь: обрядовый зал и зал природы. Но прежде, чем знакомиться с этими залами, посетители, проходя по лестнице, знакомятся с преданиями:
«В 20 км от Белокурихи расположена гора Аарча (можжевеловая). В давние времена она считалась центром Алтая и было на ней стойбище Хозяина всех горных вершин- Духа Алтая и его жены Богини Природы Умай. Было у них шесть дочерей и два сына. Крепкая и дружная это была семья. И духи всех горных вершин которыми управлял Хозяин Алтая не раз благодарили своего главного бога Ульгеня за мудрого и доброго наставника.
И вот прознал Злой Дух Земли Дьер Дютпа, что не простые дети растут у Хозяина Алтая: повзрослев они уничтожат Злого Духа Земли, а их дети и детидетей положат конец всему черному и злому на Земле. Заволновался он и решил опередить страшные для него события: расправиться с детьми Духа Алтая.

изображение

Но недаром славился Хозяин Алтая мудростью и дальновидностью. Прознал он про намерения Злого Духа и поторопился спрятать своих детей. Души своих любимых сыновей Хозяин Алтая спрятал в двух каменных памятниках, и поставил их на восток от себя на расстоянии своей вытянутой руки. (Каменные памятники на могилах умерших никто не имел права разрушать- даже Злой Дух.) Затем и дочерей своих превратил в каменные изваяния – на запад, от себя на расстоянии своей левой руки.
Двух же младших дочерей спасла Умай, жена Хозяина Алтая. Сама она после поцелуя его превратилась в реку Катунь, а дочки в притоки этой реки. Уйти теперь от них Дух Алтая не может, живет рядом и охраняет их покой. Это гора Белуха. Она считается священной: подниматься на неё кощунственно и смотреть на неё вблизи нельзя.
Среди алтайцев насчитывается около 100 народностей, но самыми известными являются те, которые повели свой род от этих четырех сестер: от Теле-уут пошли телеуты. Русские называют эту сестренку Стройнушкой, а алтайский перевод этого имени означает «основание». И это объяснимо: в VI-VIII в.в. нашей эры долину Беле-Кур заселяли именно телеуты. Теле-уут- первая в ряду.
Теле-сой дала начала телесам, которые позднее расселились на берегах Телецкого озера.
От Кума-най пошли кумандинцы.
Теле-нет дала начало теленгитам.

изображение

К оглавлению

Русские в жизни телеутов

Из работ И. Я. Златкина мы отмечаем, что русские обосновались в Тарском, Томском, Кузнецком уездах в конце 90-х годов 16 века. В Сибирь в это время русские бежали из европейской части России, Спасались от растущего феодального гнета черносотенные, помещичьи и монастырские крестьяне. Их называли «пришлыми людьми» из-за того, что они порвали с феодальным тяглом на старом месте жительства. Кроме того в Сибирь начали прибывать завербованные воеводами Сибирских городов пасадские люди и крестьяне северных уездов. А также ссыльные, а привлекали их сибирские просторы своей не заселенностью, землями, свободой. В течение 17- начала 18 веков русский народ проделал титанический труд по хозяйственному освоению редко заселенного края, создал в тайге сотни населенных пунктов (зимовий, деревень, слобод, сел, острогов и городов).

изображение

Русские переселенцы оседали не только в Тобольском, Верхотуринском, Туринском, Тюменском и Тарском уездах, но они продвигались и по Оби и её притокам дальше на восток. Закрепившись в Притомье, земледельцы начали осваивать район к западу от реки Томи (бассейн р. Ини, Паросы, р. Шигарки). Для организации обороны русских поселений и поселений чатов и телеутов по берегам реки Оби было решено организовать оборону в 80-х годах 17 века ниже и выше устья р. Томи. Так возник «летом 1684 года на высоком берегу р. Оби в устье р. Уртама новый острог, с трех сторон обнесен тыном, имел две башни с проезжими воротами и вооружен тремя пушками и пищалью».
В результате в Притомье были построены Уртамский, Умервинский и Бердский остроги.
Джунгария и Россия в это время жили в противоречии, так как джунгары собирали жителей «порубежных» волостей ясак, в частности с енисейских кыргызов, тувинцев, чулымских тюрков, северных алтайцев и других обитателей этого района.
Успешное земледельческое и промышленное освоение Верхнего Приобья и междуречья Оби и Иртыша обостряет русско-джунгарские отношения. В августе 1709г. ойратские зайсаны осадили Кузнецк, сожгли ближайшие к нему русские поселения. В 1710 году захватили Бикатунскую крепость. Ясачные волости Кузнецкого уезда были разорены.
Правительство России стремилось к мирному урегулированию спорных вопросов с Джунгарией. Оно посылало своих представителей и принимало джунгарских послов в Петербурге и в Москве. Кузнецкому же коменданту Б. Синявину одновременно давались указания строить и укреплять остроги в Приобье, вести переговоры со знатью «Телеутской землицы» и ойратскими зайсанами о «размене» пленниками, об усилении торговых связей.

изображение

Джунгарские же власти, боясь потерять телеутов как своих данников и вспомогательную силу (а надо отдать должное телеуты всегда стремились к независимости и были воинствующим народом, поэтому те, кто соприкасался с ними старались телеутов подчинить себе), заставили телеутских зайсанов организовать перекочевки телеутов с левобережья Оби к югу в район основных джунгарских кочевий. Правитель Джунгарии прямо говорил русскому послу Унковскому, что увёл енисейских кыргызов (хакасов) и телеутов, чтобы они не ушли к русским. Однако часть телеутов сумела избавиться от насильственного переселения (но 200 кибиток было переселено в Джунгарию) в джунгарские районы. Как раз эти телеуты самовольно ушли в правобережье Оби или в южную предгорную часть левобережья и приняли там русское подданство.

К оглавлению

Современная жизнь телеутов

изображение

От карты «Телеутская землица» и экспозиций, изображенных на стенах заходим в современный зал, где посетители знакомятся с периодом, когда телеуты из феодального, языческого (шаманского) общества, минуя капитализм, вступают в историческую фазу социализма: гражданская война, образование колхозов, Великая Отечественная война, Чернобыль, локальные войны – всё это телеуты, как и любой советский народ прошли.
Из современного зала проходим коридором в конференц-зал. Этот коридор всегда заполнен сменными экспонатами.
А вот конференц-зал и рекреация, которыми владели служащие ДК, были в плачевном состоянии: грязь, мусор, разбитые окна и двери, холод – в общем, удручающий вид. Вот и решил Челухоев В. И., что рядом с музеем, который начал приобретать статус значимого музея, да ещё в Доме культуры не должно быть такого безобразия. Он создаёт конференц-зал, в котором появилась возможность проводить мероприятия, связанные с определёнными датами, здесь стали заниматься студенты, получая материал от работников музея, и в то же время эта же комната стала залом декоративно - прикладного искусства.

изображение

Рекреация была определена как выставочный зал.
Музей же под открытым небом начал строиться, когда уже в полную силу начал работать стандартный музей.
Владимир Ильич понимал, что рассказа на словах о жизни телеутов с помощью карты мало, а надо показать, как жили телеуты в 17-20вв.
Первой была построена башня острога. Такие башни строились по четырём углам острога, а сам острог обнесён частоколом, кроме того вокруг копалась траншея, которая наполнялась водой.

К оглавлению

История присоединения телеутов к России

После разгрома Кучума на Оби в1598 г.случился большой политический эффект, т.к. народности и племена лесостепной полосы Западной Сибири увидели в Русском государстве силу, способную защитить от разорительных набегов кочевников Южной Сибири. Чатские татары спешили заявить о своём желании принять русское подданство.
В начале XVII века Тоян эуштинский князец съездил в Москву с просьбой к Борису Годунову, о том, чтобы взяли под защиту Русского государства селения Томских татар в нижнем Притомье, и просил поставить в их земле русскую крепость.
Так в марте 1604 г. было принято решение в Москве построить город на берегу р.Томи новое укрепление- Кузнецкий острог.
Западносибирское население сложилось из подавляющей части вольных переселенцев. Правительственная же деятельность по переводу и ссылке на пашню не дала существенных результатов.
Несмотря на огромные трудности для новых переселенцев (суровая природа, бездорожье, опасность военных нападений), в конце XVI-XVII века заселение и хозяйственное освоение Западной Сибири развивалось успешно.
С приходом русских переселенцев и их хозяйственной деятельности в Западной Сибири оказывало благоприятное воздействие на совершение хозяйства аборигенов.
Из уст же Михаила Чевалкова о появлении телеутов на р. Бачатке звучит следующее придание «В старые времена был Тербет, Ойротский хан, который владел четырьмя племенами: это было тогда, когда 60 туменов Телеутов золотой орды жили между собой в мире. После этого произошел между четырьмя племенами раздор, и они стали между собой воевать».
Вследствие этого Ойротский хан удалился во владения Кункерского хана. Оставшиеся после него султаны и мурзы, собравшие каждый подвластных себе людей, перекочевали в разные земли, ища для себя спокойного места. Оставшиеся от них небольшая часть народа, жила по обеим сторонам Иртыша.
Телеуты же жили по обеим сторонам реки Ак-Умара (Оби), но и они не стали жить между собой в мире. От постоянных войн и число их весьма уменьшилось; вследствие этого их постоянно тревожили, с одной стороны Чадаком, а с другой –Черные Киргизы.
Тогда Телеуты, под предводительством Мамыта и Балыка, пришли в Кузнецк и просили начальника города (тере-бий) говоря: мы желаем платить дань белому царю, чтобы под его предводительством жить в этой земле.

К оглавлению

Новости

Открытие новой юрты музея Чолкой

Открытие новой юрты музея Чолкой

Читать

Восстановление юрты после последствий урагана

Восстановление юрты после последствий урагана

Читать

Субботник в музее Чолкой

Субботник в музее Чолкой

Читать