О народе

Оглавление:

Легенды о телеутах

Вообще, музей строился как бы очередями. Так была построена первая очередь: обрядовый зал и зал природы. Но прежде, чем знакомиться с этими залами, посетители, проходя по лестнице, знакомятся с преданиями:
«В 20 км от Белокурихи расположена гора Аарча (можжевеловая). В давние времена она считалась центром Алтая и было на ней стойбище Хозяина всех горных вершин- Духа Алтая и его жены Богини Природы Умай. Было у них шесть дочерей и два сына. Крепкая и дружная это была семья. И духи всех горных вершин которыми управлял Хозяин Алтая не раз благодарили своего главного бога Ульгеня за мудрого и доброго наставника.
И вот прознал Злой Дух Земли Дьер Дютпа, что не простые дети растут у Хозяина Алтая: повзрослев они уничтожат Злого Духа Земли, а их дети и детидетей положат конец всему черному и злому на Земле. Заволновался он и решил опередить страшные для него события: расправиться с детьми Духа Алтая.

изображение

Но недаром славился Хозяин Алтая мудростью и дальновидностью. Прознал он про намерения Злого Духа и поторопился спрятать своих детей. Души своих любимых сыновей Хозяин Алтая спрятал в двух каменных памятниках, и поставил их на восток от себя на расстоянии своей вытянутой руки. (Каменные памятники на могилах умерших никто не имел права разрушать- даже Злой Дух.) Затем и дочерей своих превратил в каменные изваяния – на запад, от себя на расстоянии своей левой руки.
Двух же младших дочерей спасла Умай, жена Хозяина Алтая. Сама она после поцелуя его превратилась в реку Катунь, а дочки в притоки этой реки. Уйти теперь от них Дух Алтая не может, живет рядом и охраняет их покой. Это гора Белуха. Она считается священной: подниматься на неё кощунственно и смотреть на неё вблизи нельзя.
Среди алтайцев насчитывается около 100 народностей, но самыми известными являются те, которые повели свой род от этих четырех сестер: от Теле-уут пошли телеуты. Русские называют эту сестренку Стройнушкой, а алтайский перевод этого имени означает «основание». И это объяснимо: в VI-VIII в.в. нашей эры долину Беле-Кур заселяли именно телеуты. Теле-уут- первая в ряду.
Теле-сой дала начала телесам, которые позднее расселились на берегах Телецкого озера.
От Кума-най пошли кумандинцы.
Теле-нет дала начало теленгитам.

изображение

К оглавлению

Русские в жизни телеутов

Из работ И. Я. Златкина мы отмечаем, что русские обосновались в Тарском, Томском, Кузнецком уездах в конце 90-х годов 16 века. В Сибирь в это время русские бежали из европейской части России, Спасались от растущего феодального гнета черносотенные, помещичьи и монастырские крестьяне. Их называли «пришлыми людьми» из-за того, что они порвали с феодальным тяглом на старом месте жительства. Кроме того в Сибирь начали прибывать завербованные воеводами Сибирских городов пасадские люди и крестьяне северных уездов. А также ссыльные, а привлекали их сибирские просторы своей не заселенностью, землями, свободой. В течение 17- начала 18 веков русский народ проделал титанический труд по хозяйственному освоению редко заселенного края, создал в тайге сотни населенных пунктов (зимовий, деревень, слобод, сел, острогов и городов).

изображение

Русские переселенцы оседали не только в Тобольском, Верхотуринском, Туринском, Тюменском и Тарском уездах, но они продвигались и по Оби и её притокам дальше на восток. Закрепившись в Притомье, земледельцы начали осваивать район к западу от реки Томи (бассейн р. Ини, Паросы, р. Шигарки). Для организации обороны русских поселений и поселений чатов и телеутов по берегам реки Оби было решено организовать оборону в 80-х годах 17 века ниже и выше устья р. Томи. Так возник «летом 1684 года на высоком берегу р. Оби в устье р. Уртама новый острог, с трех сторон обнесен тыном, имел две башни с проезжими воротами и вооружен тремя пушками и пищалью».
В результате в Притомье были построены Уртамский, Умервинский и Бердский остроги.
Джунгария и Россия в это время жили в противоречии, так как джунгары собирали жителей «порубежных» волостей ясак, в частности с енисейских кыргызов, тувинцев, чулымских тюрков, северных алтайцев и других обитателей этого района.
Успешное земледельческое и промышленное освоение Верхнего Приобья и междуречья Оби и Иртыша обостряет русско-джунгарские отношения. В августе 1709г. ойратские зайсаны осадили Кузнецк, сожгли ближайшие к нему русские поселения. В 1710 году захватили Бикатунскую крепость. Ясачные волости Кузнецкого уезда были разорены.
Правительство России стремилось к мирному урегулированию спорных вопросов с Джунгарией. Оно посылало своих представителей и принимало джунгарских послов в Петербурге и в Москве. Кузнецкому же коменданту Б. Синявину одновременно давались указания строить и укреплять остроги в Приобье, вести переговоры со знатью «Телеутской землицы» и ойратскими зайсанами о «размене» пленниками, об усилении торговых связей.

изображение

Джунгарские же власти, боясь потерять телеутов как своих данников и вспомогательную силу (а надо отдать должное телеуты всегда стремились к независимости и были воинствующим народом, поэтому те, кто соприкасался с ними старались телеутов подчинить себе), заставили телеутских зайсанов организовать перекочевки телеутов с левобережья Оби к югу в район основных джунгарских кочевий. Правитель Джунгарии прямо говорил русскому послу Унковскому, что увёл енисейских кыргызов (хакасов) и телеутов, чтобы они не ушли к русским. Однако часть телеутов сумела избавиться от насильственного переселения (но 200 кибиток было переселено в Джунгарию) в джунгарские районы. Как раз эти телеуты самовольно ушли в правобережье Оби или в южную предгорную часть левобережья и приняли там русское подданство.

К оглавлению

Современная жизнь телеутов

изображение

От карты «Телеутская землица» и экспозиций, изображенных на стенах заходим в современный зал, где посетители знакомятся с периодом, когда телеуты из феодального, языческого (шаманского) общества, минуя капитализм, вступают в историческую фазу социализма: гражданская война, образование колхозов, Великая Отечественная война, Чернобыль, локальные войны – всё это телеуты, как и любой советский народ прошли.
Из современного зала проходим коридором в конференц-зал. Этот коридор всегда заполнен сменными экспонатами.
А вот конференц-зал и рекреация, которыми владели служащие ДК, были в плачевном состоянии: грязь, мусор, разбитые окна и двери, холод – в общем, удручающий вид. Вот и решил Челухоев В. И., что рядом с музеем, который начал приобретать статус значимого музея, да ещё в Доме культуры не должно быть такого безобразия. Он создаёт конференц-зал, в котором появилась возможность проводить мероприятия, связанные с определёнными датами, здесь стали заниматься студенты, получая материал от работников музея, и в то же время эта же комната стала залом декоративно - прикладного искусства.

изображение

Рекреация была определена как выставочный зал.
Музей же под открытым небом начал строиться, когда уже в полную силу начал работать стандартный музей.
Владимир Ильич понимал, что рассказа на словах о жизни телеутов с помощью карты мало, а надо показать, как жили телеуты в 17-20вв.
Первой была построена башня острога. Такие башни строились по четырём углам острога, а сам острог обнесён частоколом, кроме того вокруг копалась траншея, которая наполнялась водой.

К оглавлению

История присоединения телеутов к России

После разгрома Кучума на Оби в1598 г.случился большой политический эффект, т.к. народности и племена лесостепной полосы Западной Сибири увидели в Русском государстве силу, способную защитить от разорительных набегов кочевников Южной Сибири. Чатские татары спешили заявить о своём желании принять русское подданство.
В начале XVII века Тоян эуштинский князец съездил в Москву с просьбой к Борису Годунову, о том, чтобы взяли под защиту Русского государства селения Томских татар в нижнем Притомье, и просил поставить в их земле русскую крепость.
Так в марте 1604 г. было принято решение в Москве построить город на берегу р.Томи новое укрепление- Кузнецкий острог.
Западносибирское население сложилось из подавляющей части вольных переселенцев. Правительственная же деятельность по переводу и ссылке на пашню не дала существенных результатов.
Несмотря на огромные трудности для новых переселенцев (суровая природа, бездорожье, опасность военных нападений), в конце XVI-XVII века заселение и хозяйственное освоение Западной Сибири развивалось успешно.
С приходом русских переселенцев и их хозяйственной деятельности в Западной Сибири оказывало благоприятное воздействие на совершение хозяйства аборигенов.
Из уст же Михаила Чевалкова о появлении телеутов на р. Бачатке звучит следующее придание «В старые времена был Тербет, Ойротский хан, который владел четырьмя племенами: это было тогда, когда 60 туменов Телеутов золотой орды жили между собой в мире. После этого произошел между четырьмя племенами раздор, и они стали между собой воевать».
Вследствие этого Ойротский хан удалился во владения Кункерского хана. Оставшиеся после него султаны и мурзы, собравшие каждый подвластных себе людей, перекочевали в разные земли, ища для себя спокойного места. Оставшиеся от них небольшая часть народа, жила по обеим сторонам Иртыша.
Телеуты же жили по обеим сторонам реки Ак-Умара (Оби), но и они не стали жить между собой в мире. От постоянных войн и число их весьма уменьшилось; вследствие этого их постоянно тревожили, с одной стороны Чадаком, а с другой –Черные Киргизы.
Тогда Телеуты, под предводительством Мамыта и Балыка, пришли в Кузнецк и просили начальника города (тере-бий) говоря: мы желаем платить дань белому царю, чтобы под его предводительством жить в этой земле.

К оглавлению

Новости

Афиша мероприятий по Пушкинской карте на сентябрь.

Афиша мероприятий по Пушкинской карте на сентябрь.

Экскурсия «От юрты до избы». Экскурсантам предлагается посетить традиционные жилища телеутов разного периода времени. Начиная с юрт периода 17-18 веков,...

Читать

Фестиваль

Фестиваль "Каменная книга"

Сотрудники музея «Чолкой» совместно с историческим лагерем реконструкторов 23 июля в музее-заповеднике «Томская Писаница» приняли участие вфестивале исторической реконструкции «Каменная...

Читать

Афиша мероприятий по Пушкинской карте на август.

Афиша мероприятий по Пушкинской карте на август.

Экскурсия «Телеуты через века».

Экскурсанты познакомятся с историей малочисленного народа Кузбасса, который является коренным, от самых первых упоминаний о телеутах...

Читать