О народе
Оглавление:
Легенды о телеутах
Вообще, музей строился как бы очередями. Так была построена первая очередь: обрядовый зал и зал природы.
Но прежде, чем знакомиться с этими залами, посетители, проходя по лестнице, знакомятся с преданиями:
«В 20 км от Белокурихи расположена гора Аарча (можжевеловая). В давние времена она считалась центром
Алтая и было на ней стойбище Хозяина всех горных вершин- Духа Алтая и его жены Богини Природы Умай.
Было у них шесть дочерей и два сына. Крепкая и дружная это была семья. И духи всех горных вершин которыми управлял Хозяин Алтая
не раз благодарили своего главного бога Ульгеня за мудрого и доброго наставника.
И вот прознал Злой Дух Земли Дьер Дютпа, что не простые дети растут у Хозяина Алтая: повзрослев они уничтожат Злого Духа Земли,
а их дети и детидетей положат конец всему черному и злому на Земле. Заволновался он и решил опередить страшные для него события:
расправиться с детьми Духа Алтая.
Но недаром славился Хозяин Алтая мудростью и дальновидностью. Прознал он про намерения Злого Духа и поторопился спрятать своих детей.
Души своих любимых сыновей Хозяин Алтая спрятал в двух каменных памятниках,
и поставил их на восток от себя на расстоянии своей вытянутой руки.
(Каменные памятники на могилах умерших никто не имел права разрушать- даже Злой Дух.)
Затем и дочерей своих превратил в каменные изваяния – на запад, от себя на расстоянии своей левой руки.
Двух же младших дочерей спасла Умай, жена Хозяина Алтая. Сама она после поцелуя его превратилась в реку Катунь,
а дочки в притоки этой реки. Уйти теперь от них Дух Алтая не может, живет рядом и охраняет их покой. Это гора Белуха.
Она считается священной: подниматься на неё кощунственно и смотреть на неё вблизи нельзя.
Среди алтайцев насчитывается около 100 народностей, но самыми известными являются те,
которые повели свой род от этих четырех сестер: от Теле-уут пошли телеуты. Русские называют эту сестренку Стройнушкой,
а алтайский перевод этого имени означает «основание». И это объяснимо: в VI-VIII в.в. нашей эры долину Беле-Кур заселяли именно телеуты.
Теле-уут- первая в ряду.
Теле-сой дала начала телесам, которые позднее расселились на берегах Телецкого озера.
От Кума-най пошли кумандинцы.
Теле-нет дала начало теленгитам.
Русские в жизни телеутов
Из работ И. Я. Златкина мы отмечаем, что русские обосновались в Тарском, Томском, Кузнецком уездах в конце 90-х годов 16 века. В Сибирь в это время русские бежали из европейской части России, Спасались от растущего феодального гнета черносотенные, помещичьи и монастырские крестьяне. Их называли «пришлыми людьми» из-за того, что они порвали с феодальным тяглом на старом месте жительства. Кроме того в Сибирь начали прибывать завербованные воеводами Сибирских городов пасадские люди и крестьяне северных уездов. А также ссыльные, а привлекали их сибирские просторы своей не заселенностью, землями, свободой. В течение 17- начала 18 веков русский народ проделал титанический труд по хозяйственному освоению редко заселенного края, создал в тайге сотни населенных пунктов (зимовий, деревень, слобод, сел, острогов и городов).
Русские переселенцы оседали не только в Тобольском, Верхотуринском, Туринском, Тюменском и Тарском уездах,
но они продвигались и по Оби и её притокам дальше на восток. Закрепившись в Притомье,
земледельцы начали осваивать район к западу от реки Томи (бассейн р. Ини, Паросы, р. Шигарки).
Для организации обороны русских поселений и поселений чатов и телеутов по берегам реки Оби было
решено организовать оборону в 80-х годах 17 века ниже и выше устья р. Томи. Так возник «летом 1684 года на высоком берегу р.
Оби в устье р. Уртама новый острог, с трех сторон обнесен тыном, имел две башни с проезжими воротами и вооружен тремя пушками и пищалью».
В результате в Притомье были построены Уртамский, Умервинский и Бердский остроги.
Джунгария и Россия в это время жили в противоречии, так как джунгары собирали жителей «порубежных» волостей ясак,
в частности с енисейских кыргызов, тувинцев, чулымских тюрков, северных алтайцев и других обитателей этого района.
Успешное земледельческое и промышленное освоение Верхнего Приобья и междуречья Оби и Иртыша обостряет русско-джунгарские отношения.
В августе 1709г. ойратские зайсаны осадили Кузнецк, сожгли ближайшие к нему русские поселения. В 1710 году захватили Бикатунскую крепость.
Ясачные волости Кузнецкого уезда были разорены.
Правительство России стремилось к мирному урегулированию спорных вопросов с Джунгарией.
Оно посылало своих представителей и принимало джунгарских послов в Петербурге и в Москве.
Кузнецкому же коменданту Б. Синявину одновременно давались указания строить и укреплять остроги в Приобье,
вести переговоры со знатью «Телеутской землицы» и ойратскими зайсанами о «размене» пленниками, об усилении торговых связей.
Джунгарские же власти, боясь потерять телеутов как своих данников и вспомогательную силу (а надо отдать должное телеуты всегда стремились к независимости и были воинствующим народом, поэтому те, кто соприкасался с ними старались телеутов подчинить себе), заставили телеутских зайсанов организовать перекочевки телеутов с левобережья Оби к югу в район основных джунгарских кочевий. Правитель Джунгарии прямо говорил русскому послу Унковскому, что увёл енисейских кыргызов (хакасов) и телеутов, чтобы они не ушли к русским. Однако часть телеутов сумела избавиться от насильственного переселения (но 200 кибиток было переселено в Джунгарию) в джунгарские районы. Как раз эти телеуты самовольно ушли в правобережье Оби или в южную предгорную часть левобережья и приняли там русское подданство.
Современная жизнь телеутов
От карты «Телеутская землица» и экспозиций, изображенных на стенах заходим в современный зал,
где посетители знакомятся с периодом, когда телеуты из феодального, языческого (шаманского) общества, минуя капитализм,
вступают в историческую фазу социализма: гражданская война, образование колхозов, Великая Отечественная война, Чернобыль,
локальные войны – всё это телеуты, как и любой советский народ прошли.
Из современного зала проходим коридором в конференц-зал. Этот коридор всегда заполнен сменными экспонатами.
А вот конференц-зал и рекреация, которыми владели служащие ДК, были в плачевном состоянии: грязь, мусор, разбитые окна и двери,
холод – в общем, удручающий вид. Вот и решил Челухоев В. И., что рядом с музеем, который начал приобретать статус значимого музея,
да ещё в Доме культуры не должно быть такого безобразия. Он создаёт конференц-зал, в котором появилась возможность проводить мероприятия,
связанные с определёнными датами, здесь стали заниматься студенты, получая материал от работников музея,
и в то же время эта же комната стала залом декоративно - прикладного искусства.
Рекреация была определена как выставочный зал.
Музей же под открытым небом начал строиться, когда уже в полную силу начал работать стандартный музей.
Владимир Ильич понимал, что рассказа на словах о жизни телеутов с помощью карты мало, а надо показать, как жили телеуты в 17-20вв.
Первой была построена башня острога. Такие башни строились по четырём углам острога, а сам острог обнесён частоколом,
кроме того вокруг копалась траншея, которая наполнялась водой.
История присоединения телеутов к России
После разгрома Кучума на Оби в1598 г.случился большой политический эффект, т.к. народности и племена лесостепной полосы
Западной Сибири увидели в Русском государстве силу, способную защитить от разорительных набегов кочевников Южной Сибири.
Чатские татары спешили заявить о своём желании принять русское подданство.
В начале XVII века Тоян эуштинский князец съездил в Москву с просьбой к Борису Годунову, о том,
чтобы взяли под защиту Русского государства селения Томских татар в нижнем Притомье, и просил поставить в их земле русскую крепость.
Так в марте 1604 г. было принято решение в Москве построить город на берегу р.Томи новое укрепление- Кузнецкий острог.
Западносибирское население сложилось из подавляющей части вольных переселенцев.
Правительственная же деятельность по переводу и ссылке на пашню не дала существенных результатов.
Несмотря на огромные трудности для новых переселенцев (суровая природа, бездорожье, опасность военных нападений),
в конце XVI-XVII века заселение и хозяйственное освоение Западной Сибири развивалось успешно.
С приходом русских переселенцев и их хозяйственной деятельности в Западной Сибири оказывало благоприятное воздействие
на совершение хозяйства аборигенов.
Из уст же Михаила Чевалкова о появлении телеутов на р. Бачатке звучит следующее придание «В старые времена был Тербет,
Ойротский хан, который владел четырьмя племенами: это было тогда, когда 60 туменов Телеутов золотой орды жили между собой в мире.
После этого произошел между четырьмя племенами раздор, и они стали между собой воевать».
Вследствие этого Ойротский хан удалился во владения Кункерского хана. Оставшиеся после него султаны и мурзы,
собравшие каждый подвластных себе людей, перекочевали в разные земли, ища для себя спокойного места.
Оставшиеся от них небольшая часть народа, жила по обеим сторонам Иртыша.
Телеуты же жили по обеим сторонам реки Ак-Умара (Оби), но и они не стали жить между собой в мире.
От постоянных войн и число их весьма уменьшилось; вследствие этого их постоянно тревожили, с одной стороны Чадаком,
а с другой –Черные Киргизы.
Тогда Телеуты, под предводительством Мамыта и Балыка, пришли в Кузнецк и просили начальника города (тере-бий) говоря:
мы желаем платить дань белому царю, чтобы под его предводительством жить в этой земле.