О музее

Оглавление:

Музей – это сокровищница человеческой памяти: материальной, духовной, культурной.

И если вдуматься в эти слова, пройти по музеям, ведь это, действительно, так.
Вот «Эрмитаж», свыше ста лет этому музею. Если будем рассматривать с материальной точки зрения экспонаты, которые рассказывают нам, откуда они, кто их автор, в каких временных рамках они сосуществовали. С духовной же точки зрения они несут дух того времени, мы видим характеры, действия, неслышимое объяснение поступков и проступков. А также определяем культуру этого же времени, которой мы можем удивляться, поражаться, а порой даже и возмущаться.
А вот музей крестьянского быта села Красное Ленинск-Кузнецкого района. Когда подходишь к музею, уже само здание рассказывает своим обликом о времени и месте событий, о хозяине этого роскошного по тем временам дома, а рядом колёсный трактор – свидетель оснащения сельскохозяйственной техникой. В этом музее не только материальный язык рассказывает о времени и месте жизни в Сибири, но несёт духовную и культурную ауру. Порой, наша умирающая душа не воспринимает культуру, материальную ценность того, что видим.
А вот и наш историко-этнографический музей «Чолкой», который оправдывает своё название: мы знакомимся с историей маленького народа телеуты, пришедшего в Приобье с плато Ордос разными путями.
Так же о них можно прочитать в научных источниках разных авторов как об одном из подразделений алтайцев, телеуты самое близкое по языку к теленгитам. Телеуты компактно живут по рекам Большой и Малый Бачат в Кемеровской области. Этнический состав и происхождение которых неоднократно исследовались. Известно из Китайских источников VII в., что в Центральной Азии в её восточной части в I тысячелетии н.э. обитали многочисленные племена кочевников- скотоводов, называемые «теле», которые и составили этническую основу телеутов, теленгитов, телесов. В конце V века н.э. они расселились в верховьях Иртыша. Первые же сведения о Бачатских телеутах относятся к XVII веку и не содержат данных о времени их появления в Кузнецкой котловине.

изображение

По статье «Демографические данные к проблеме происхождения телеутов» (авторы Г.Л.Хить и А.В.Ким), сообщается, что локальная группа телеутов, проживающая в с.Челухоево Беловского района Кемеровской области имеет «смешанный европиоидно-монголоидный облик», отличается от других тюркоязычных групп Алтае-Саянского нагорья более заметной долей европеоидного компонента, которую нельзя объяснить русской примесью. По сумме признаков телеутская серия максимально сходна с мезокранной группой черепов из могильников Ур-Бедари того же Беловского района (ныне Гурьеского района): это курганный могильник тюркского времени, относящийся к VII-X в.в. Таким образом, становится возможным утверждать генетическую связь современных телеутов с населением раннего средневековья Кузнецкой котловины с их древнейшими предками- кочевниками теле.

изображение

К оглавлению

История создания музея

изображение

История создания музея зародилась ещё в ХХ веке. Он уже создавался в мыслях и действиях председателя Бековского сельского Совета Челухоева Владимира Ильича, работа с учеными КемГУ Мартыновым А.И., Фисаковой Г., Кимеевым В.М., Функом Д.А., Моргуновым Б. Н., Коцюба Д. В., Казаченко Б. Н., Травина И. В., Пипекин В. М., в результате чего появляются такие брошюры как «Телеутская землица», «Песни села Челухоево», работает ансамбль «Солоны», получивший в 80х г. звание Народный. Зреет постепенно мысль о создании экомузея «Чолкой» на базе села Челухоево. Однако в начале 90х годов от этой мысли приходится отказаться в связи с началом перестройки, а главное здоровье Владимира Ильича было сильно подорвано болезнью почек.
В 1998г. Владимир Ильич берётся за строительство историко-этнографического музея «Чолкой». Надо отдать должное начальнику управления культуры Чимбаровой Н. А., которая поддерживала во всех начинаниях. Музей строился на научной концепции Кимеева В. М.. Организация музея целиком опирается на традиционные представления о жизни телеутов, что позволяет формировать социальную политику и демографическую ситуацию в регионе, с учётом интересов местных жителей.
Вообще, широкое музейное движение было в Беловском районе как и во всем Кузбассе в 70-х до середины 80-х годов 20 века. Отводились комнаты, помещения и в основном оборудовались музеи Боевой и Трудовой славы: они призваны были помогать в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, рассказывать о людях, об участниках Великой Отечественной войны и людях труда.
Однако, Россия странная страна, если наступает новая историческая формация, то мы разрушаем старое и строим новое, поэтому-то, вероятно, при всех богатствах и ресурсах нашей страны мы не умеем жить в достатке.
В 30ые годы 20го столетия разрушались церкви и с трудом находились новые формы духовной пищи – избы-читальни, клубы; в 90ые годы разрушались музеи, призванные знать своё прошлое для ощущения и осознания будущего. Так в середине 90х годов был порушен музей Боевой и Трудовой славы колхоза «Сибирь». Выкинуты портреты фронтовиков, тружеников полей и ферм. Причем безобразное отношение было не только в том, что они были выкинуты в мусорные кучи, а в том, что проявился вандализм: несколько портретов истыканы острыми предметами людьми, которые начали строить «наш, новый мир».
В начале 90х годов, как бы предчувствуя приход «новых строителей», Владимир Ильич по решению исполкома с/совета выделяет бесхозную комнату в ДК под мини - музей телеутов и назначил директором музея Челухоева Василия Николаевича, который хоть и примитивно, но оснастил его, чтобы в какой-то мере можно было ознакомиться с жизнью и бытом телеутов.
В 1998 году Владимир Ильич приступает к строительству музея, который бы рассказывал про жизнь телеутов в её развитии. Он поднимает кучу литературы, которая написана в разные периоды, сравнивает и находит истину из написанного: Лев Гумилёв, Анохин, Миллер, Георги, Функ, Кимеев, Кимеева. Отбирает материал, который бы показал кочевой образ жизни, приход в Сибирь, начало оседлой жизни и оседлую жизнь, взаимосвязь телеутских обычаев и традиций с русскими и роль телеутов в современной жизни, т.к. им пришлось переступать формации: из феодального периода они окунаются в бурю революции, гражданской войны и строительство социалистического государства.

К оглавлению

Строительство музея

изображение

Строительство музея выпало на лихие 90ые, когда страной начали править деньги и криминал, и убивалась духовность в народе. Новые реформаторы пытались вычеркнуть все достижения прошлого и построить новое, но они забыли слова Пушкина А.С. – без прошлого нет будущего. И поэтому строительство музея было призвано помнить прошлое, беречь достижения настоящего и создавать будущее.
Строить музей начали на втором этаже ДК. В этот период он был запущен, на очаг культуры не походил.
Чтобы построить первую очередь музея, нужна была реконструкция. Изначально денег не было, поэтому разлом стен и выкладка в нужных местах проводились своими силами. В чем помогали сыновья Владимира Ильича: Александр – после работы и Владимир – после учебы. До поздней ночи они делали всю тяжелую физическую работу. Затем все стены нужно было задрапировать крагисом для рисованных экспозиций, сделать ниши для экспонатов.
Пока выполнялись строительные работы, подбирался материал для художников, которые впоследствии должны были изобразить сцены из жизни телеутов на стенах. В это же время заключался договор с художниками Понамаренко Василием, Арямовой Инной. Они должны были заняться росписью стен из преданий и легенд телеутов, из кочевого образа жизни, из обрядов и традиций, из охотничьей жизни, но все эти росписи должны сочетаться с экспонатами. На экспозициях изображены реальные люди: здесь вы можете увидеть Тыдыкова Ф. А., Якучакова С. Н., Хаймина А. В. и других.

изображение

Отсюда всё это несёт жизненную картину телеутов в разные периоды, несёт определённую ауру. Пока создавалась первая очередь музея, готовили материал для открытия второй очереди музея. Большую ценность несут карты Сибирского тракта и Телеутской землицы. Таким образом, идет взаимосвязь в историческом и этнографическом развитии. И постепенно переходим к показу и рассказу о телеутах, живших и живущих в новой формации: революция, гражданская война, Великая Отечественная война, Чернобыль, локальные войны – всё, что проходило через судьбы некогда независимого, воинствующего кочевого народа.
В коридоре, ведущем в выставочный зал, проводятся выставки художников или другой тематики.
В выставочном зале всегда сменные экспозиции, которые рассказывают о школе, спортсменах, рабочих колхоза «Сибирь», об ансамбле «Солоны», русский уголок, выставки к юбилейным датам.

изображение

С 2004года идёт строительство музея под открытым небом. Цель этих помещений помочь посетителям ощутить условия жизни кочевого народа во время кочевья и начала оседлой жизни.
Все строения появляются на голом энтузиазме директора музея Челухоева В.И. и спонсоров, которые, по всей видимости, были сражены настойчивым желанием сохранить историю развития народа-телеуты ради самого народа, который мог бы ощутить, как жили их предки, как цивилизация стирает ту прошлую жизнь, заставляя его терять свои традиции, обычаи.
Отсюда в музее под открытым небом появляется сторожевая башня, рассказывающая о появлении русских в Сибири и строительстве ими крепостей и, естественно, о взаимодействии телеутов с русскими.

К оглавлению

Строения музея под открым небом

изображение

Деревянный накат к башне, ограда в виде заострённых брёвен – вот оно не на картинке – ты идёшь, видишь и можешь потрогать.
А рядом за жердевой изгородью конусная бревенчатая юрта кочевого телеута и опять же не на фотографии, не на рисунке, а ты сам заходишь в неё и поражаешься, как можно было жить в таких условиях.
А вот за плетёной оградой шестиугольная юрта, посетители видят, что у телеутов войлочная юрта, заменяется бревенчатой. Сибирь холод. Нужны помещения, которые бы сохраняли тепло. Это умеют русские, у них и перенято стационарное строительство, но сохраняется юртовая архитектура, поэтому такие строения сохраняли форму юрты.

изображение

Многие строения были построены с помощью меценатов «Кузбассразрезуголь» - Макарова А. Н. помогла в строительстве сторожевой башни и предприниматель Колотов А. А., который обеспечил материалом для строительства конусной юрты.
Дальше мы видим дом 19-20вв., его помог построить директор Пермяковского лесхоза Салагаев А. Ф..
Затем появляется землянка, на которую заготавливал ивняк в марте 2008года Челухоев В. И. с помощью людей, с уважением и с пониманием относившимися к нему: Баянов В., Адыбаев С., Тодышев В. Н..
А построить помогли землянку Тарасов Ю., Измайлов и Баксарин В.. Также был построен и родничок.

изображение

Юрту шамана из войлока и все экспозиции музея под открытым небом построили сами: директор музея Челухоев В. И. и научный сотрудник Челухоев В. В., также как и помещение для кроликов, голубей, кур и овец.
Однако, сколько бы ни было помещений в музее они не будут работать и не будут воспроизводить прошлое, если не будут наполнены экспонатами. Но беда в том, что мы не можем закупить экспонаты, т.к. на их покупку нет денег, поэтому были рады каждому экспонату.
Так Владимир Ильич обратился с просьбой, прежде всего, к Кацюбе Д.В. доценту КемГУ, который в 70-80ые годы занимался изучением духовной и материальной культуры телеутов и собирал материалы о телеутах, часть этих экспонатов были переданы в наш музей.

изображение

К оглавлению

Фонды музея

изображение

Когда научным сотрудником работала Мажина Н.П., она хорошо пополнила такой раздел как декоративно-прикладное искусство, особенно вышивки: полотенца, дорожки, салфетки, картины – всё это выполнено в разной технике: и крестик, и болгарский крестик, и верёвочкой, и гладью. Так смотрятся вещи из бабушкиных сундуков: Алтарышевой Т. С., Ковровой Н. З., Шибиной А. С., Сыркашевой Д. М..
Фонд ДПИ развивается за счёт районных выставок детского творчества: чудесная бумажная пластика, а какие прекрасные работы, изготовленные в такой технике исполнения как изонить, сделанные детьми Евтинского детского дома под руководством Тупицыной В. И.. Или работы детей социального приюта «Теплый дом» г. Белово, а вот работы из Убинского приюта Беловского р-на, надо отдать должное детскому приюту «Гнездышко» г. Полысаево и детям-инвалидам из пгт Краснобродский.
Большое спасибо сотрудники музея выражают Кочубеевой М.Ф., которая сохранила и передала в музей все предметы, касающиеся школьной темы. Дары преподнесли музею Безручкина Л. А., Дашков Г. В. и Щукин А. И.. Их дары пополнили коллекцию экспонатов музея.

изображение

Сначала вещи сдавали самые смелые с настороженностью, а когда узнали, что ведётся серьёзный учёт и все вещи выставляются, люди уже начали предлагать сами. Так Каргина Любовь Мироновна подарила сундук старой работы, а Тушмонакова Евдокия Николаевна кружева, фляжку, а самое ценное тон (телеутская шуба) ещё своей бабушки, Смачёва Елизавета Фарафоновна шубу, платье и сырмал. Многие вещи несут после смерти хозяина их родственники. Так поступила Тыдыкова Татьяна Фёдоровна. Вещи отца и тётки она передала в музей, а Тодышева Н. И. передала вещи, сохранившиеся в сундуке её матери, Тыдыкова П. В. передала вещи Сыркашевой А. А..
Начало же по развитию этнографического фонда положила Челухоева Ульяна Андреевна, которая поняла, что так можно поддержать начатое сыном дело. Она сразу сделала полный набор одежды: тон, сырмал, телен, кинеки, обуви, все в нескольких экземплярах.

К оглавлению

Знакомство с залами музея

изображение

Сначала посетители идут в обрядовый зал, где научные сотрудники рассказывают об основных обрядах, как-то: жертвоприношение, игры, похоронный, свадебный, сомдор – здесь же они видят приспособления, используемые телеутами в кочевые времена, одежду, которая сохранилась до наших дней только у женщин.
По выходу из зала перед зрителем предстаёт генеалогическая таблица Ашина, которая поведает о родовых отношениях телеутов, а напротив витрина с археологическими раскопками.

изображение

Поднимаясь по лестничному пролёту, посетители видят, как перед ними предстаёт величественный образ мамонта, а на подиуме его останки.
А проходя в зал природы, видим станок для изготовления поясов и витрину, рассказывающую об искусных руках телеутских мастериц.
Далее землянка, обложенная дёрном, рядом изображены дворы для скота, инвентарь скотовода и собирателя трав и кореньев. Внутри землянки всеми забытые ступа, маслобойка, мукомолка и много редких интересных вещей. Справа макет избы-пятистенки, где видим люльку с ребёнком. Она подвешивается на маленький деревянный лук со стрелой. Это тоже предмет культа. Укрепляет этот лук над пубайкой (люлькой) старшая в семье женщина. К стреле привязывалась белая тряпочка, олицетворяющая богиню Май-эне, которая в случае опасности невидимо пускала стрелу в темного духа, посягавшего на жизнь и здоровье мальчика. К зыбке же девочки привязывали ножницы с белой ленточкой. Так телеуты оберегали своих младенцев.

изображение

Эмегендеры. В преданиях об эмегендерах доцент КемГУ Коцюба Д. В. записал такую легенду. «Когда то у телеутов был хан. У него была маленькая дочь, которая любила играть куклами и ухаживать за ними, как будто за маленькими детьми. Девочка росла быстро. Вскоре она вышла замуж и уехала с мужем в другую землю, а куклу оставила дома. Прошло некоторое время, и дочь этого хана заболела. И приснился ей сон, что её куклы заговорили с ней и высказали ей обиду о том, что она их бросила. Они просили, чтобы молодая женщина забрала их и также как раньше за ними ухаживала. Дочь рассказала о своем сне родителям, которые велели сшить куклам новую одежду, приготовить саламат и покормить их, а затем привезли их к дочери. Вскоре дочь выздоровела. Вот с тех пор телеуты и имеют кукол, ухаживают за ними и верят в них, так как в любой беде они помогают.». Шаман – это человек – посредник между верховным духом Ульгенем и человеком. Здесь образец наскальных рисунков древних людей. В «Летописях Сибирских» о древней писменности рассказывается так: «А в верховьях Томи Кузнецкий острог, там варят железо, а железо в том месте самое лучшее. Не доходя той крепости на берегу реки Томи, стоит скала большая и высокая, а на ней изображены звери , животные и птицы, и разные маски, и если по какой-нибудь случайности отделится кусок породы, то на тыльной его стороне такие же изображения как сверху». Написано это Румянцевским летописцем в 1602 году, поэтому, и мы дали образцы в нашем музее.
Между избой- пятистенком и поминальным местом выложены горкой камни с горы Копна, где когда-то кочевали телеуты. А находится эта гора в районе Урского. Некогда это были места обитания ач-кыштымов, составной части бачатских телеутов.

изображение

Поминальное место, куда приходили мужчины поминать своих сородичей. А дальше показан ареол обитания телеутов: степи, лесостепи, тайга и горные массивы, и фауна, сопутствующая кочующим телеутам.
В 2000 году Владимир Ильич понимает, что история народа в кочевом образе жизни и начале оседлости телеутов, жизнь не заканчивается, а идет какое-то развитее, поэтому открывается современный зал и переход перед современным залом рассказывает о жизни телеутов в 17-19 в.в.

К оглавлению

Строения XVII-XX веков

изображение

Рядом же ютится конусная деревянная юрта, спутник кочевого телеута, здесь же колодец: и всё это хозяйство обнесено жердевой оградой, в которую загоняли на ночь скот, чтобы тот не разбредался по окрестностям.
Башня, конусная юрта, шестиугольная юрта строились в 2004 году. Именно посещая их можно ощутить, в каких жестких неустроенных условиях жили кочевые телеуты в XVI-XVIII вв.
О том как началась оседлая жизнь телеутов , говорит не только шестиугольная юрта, но и землянка, построенная в 2008 году и плетень, который помогал сохранить мелкую скотину, загоняемую на ночь. В 2009 году в этой же ограде обустроили действующий макет родничка и куре, а позади землянки обустроили образцы могильников.

изображение

В тыновой ограде обосновался меновой дом, в котором проводился обмен товарами телеутов и русских.
В этой же ограде в 2005 году была построена изба, свидетельствующая об оседлой жизни телеутов, начиная с XIX века по XX век. Этот дом рассказывает, как шло взаимопрникновение русской культуры в телеутскую и наоборот.

К оглавлению

Помощники в строительстве и становлении музея

За 10 лет своего существования музей стал признанным «очагом высокой духовной культуры, сокровищницей прошлого, настоящего и будущего». Ежегодно с 2003 года музей получает Почетные грамоты и благодарственные письма.
Помощь в становлении и расцвете музея оказывали такие меценаты: Астафьеф В.А. начальник БДРСУ, Базыкаев Е.А. частный предприниматель, Тищенко С.И.- директор можлесхоза ООО «Беловский», Шибин В.А.- председатель «Бековского КФХ», Зинченко В.Д.- председатель колхоза «Правда». Называя этих меценатов, приходит на память телеутская пословица «И малый ручей может превратиться в большую реку», когда благотворительность меценатов идет от чистого сердца.
Немалую помощь оказывают руководители. Это, вероятно, о них сказано «Травы цветут и в тени, люди живут и без милостей небесного Ульгеня, если есть на земле чуткие и внимательные, отзывчивые руководители слова и дела, понимающие того, что это нужно не только одному, а всем окружающим». Таковыми стали для музея Геньш Л.В. председатель райсовета депутатов, Дашков Г.В.- бывший глава Беловского района, Щукин А.И.- глава Беловского района, который помог отремонтировать музей на современном уровне в 2006 г. и всегда готов помочь по мере своих сил, Коплунов В. А..
А начальник управления культуры Бирюкова Л.В.- всегда рядом, по любому вопросу приходит на помощь, а как мы были благодарны, когда в октябре 2010 г. на сессии Бековского сельского Совета по инициативе молодого главы поселения Сатина А.И. был необдуманно поставлен вопрос об изъятии из музейного комплекса одного из залов, она твердо заявила свою позицию, что это была ошибочная постановка вопроса.

К оглавлению

Новости

Открытие новой юрты музея Чолкой

Открытие новой юрты музея Чолкой

Читать

Восстановление юрты после последствий урагана

Восстановление юрты после последствий урагана

Читать

Субботник в музее Чолкой

Субботник в музее Чолкой

Читать